region

Retrospective Analysis of the Region’s Development Based on the Input-Output Balance Methodology

Introduction. The use of the inter-sectoral balance methodology expands the possibilities of the region’s economy retrospective analysis and thus contributes to the strategy improvement and increases the reliability degree of the socio-economic development forecasts. The planned economy and the market economy are characterized by a variety of General indicators in the regions’ development. The total social product, produced and used national income (net product) served for the first economy, while the gross regional product served for the second. These indicators are not comparable by themselves. Theoretical analysis. The article attempts to extend the period of retrospective analysis by developing an original method of ensuring the comparability of the generalizing indicators in the two periods. Empirical analysis. The materials of the reporting and planned dynamic inter-sectoral balances of the planned and market economies are used to expand the analysis significantly and thereby improve the base of forecasting and strategic management of the regional economy. Results. It is concluded that the category of regional product’s reproductive potential can be used as a tool of macroeconomic analysis. Its essence is determined by the region’s ability to produce, convert and consume regional intermediate and final product. The transition for the regional product from one system to another as a result of the developed equality and inequality in the system of balance of the national economy and the system of national accounts was carried out. The basis of the research is the inequality of the total social product and the national economic turnover and the equality of the economic turnover to the regional economy product.

Factors Affecting the Innovative Development of the Region

Introduction. The problems of determining the composition of the factors influencing the innovative development of the region, the methodologies for measuring this influence and the development of tools for its evaluation are relevant in the context of developing potential mechanisms for stimulating regional innovation activity in modern conditions. Theoretical analysis. To study the sources of the difference in the level of innovative development in the region, an analysis of the regional factors affecting it is carried out and the directions for studying these factors are determined. Empirical analysis. The mechanism of influence of regional factors on the innovative development of the region, such as R&D staff, the industrial specifics of the region, urbanization, the sectoral structure of the economy, the structure and quality of human capital, research institutes, financial resources, the attractiveness of the region in terms of a set of living conditions business, as well as the interaction of the actors of the innovation system, the “innovation environment” and partnerships. Results. Evaluation of the effectiveness of innovative development requires the development of special indicators and indicators, a system of quantitative and qualitative indicators that characterize innovation development, and the approaches presented to the selection of factors of influence on the innovative development of the region can be used as a basis for further analysis and development of models for assessing the effectiveness of regional innovation development.

Quality of Investment as a Factor of Reproductive Potential and Competitiveness of the Region

Introduction. Further successful development of the Russian regions should be based on the strategy of modernization. Identification of the main problems of economic development of regions, especially investment, should be an important stage in the construction of this strategy. The methodology and results of the study is analysis of the extent and dynamics of indicators of investment activity in the regions, as well as the assessment of the level and quality of the use of the most important elements of their reproductive capacity required in determining the degree of implementation of the strategy of modernization. Theoretical analysis. The process for determining the effectiveness of investment activity at the regional level offered, and the rating of regions of the Russian Federation on key indicators of return on investment is made. Discussion of the results. The study found that some regions, occupying relatively high positions in the main macroeconomic indicators of gross product, have a number of problems in its investment development. Obstacle to the modernization of the economy of the Russian regions is their under- investment. As a guide the long-term development must be put as a goal to achieve and exceed the national average values. Also some measures the effective implementation of the reproductive potential of the regions offered.

region

Ретроспективный анализ развития региона на основе методологии межотраслевого баланса

Введение. Использование методологии межотраслевого баланса расширяет возможности ретроспективного анализа экономики региона и тем самым способствует совершенствованию стратегии и повышает степень достоверности прогнозов его социально-экономического развития. Плановая экономика и рыночная экономика характеризуются разнообразными обобщающими показателями в развитии регионов. Если для первой служили совокупный общественный продукт, произведенный и использованный национальный доход (чистый продукт), то для второй – валовой региональный продукт. Сами по себе эти показатели не сопоставимы между собой. Теоретический анализ. В статье сделана попытка принципиально расширить период ретроспективного анализа за счет разработки оригинальной методики обеспечения сопоставимости обобщающих показателей двух периодов. Эмпирический анализ. Материалы отчетных и плановых динамических межотраслевых балансов плановой и рыночной экономик использованы для существенного расширения анализа и тем самым совершенствования базы прогнозирования и стратегического управления региональной экономикой. Результаты. Сделан вывод о том, что в качестве инструмента макроэкономического анализа может использоваться категория воспроизводственного потенциала регионального продукта. Его сущность определена способностью региона производить, обращать и потреблять региональный промежуточный и конечный продукт. В результате разработанных равенств и неравенств по системе баланса народного хозяйства и системе национальных счетов был осуществлен переход для регионального продукта от одной системы к другой, основой которого является неравенство совокупного общественного продукта и народнохозяйственного оборота и равенство  народнохозяйственного оборота обороту продукта региональной экономики.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Введение. Проблемы определения состава факторов, влия- ющих на инновационное развитие региона, методологии изме- рения этого влияния и разработки инструментария его оценки являются актуальными в условиях поиска потенциальных ме- ханизмов стимулирования региональной инновационной ак- тивности в современных условиях. Теоретический анализ. Для исследования источников различия уровня инновацион- ного развития региона проводится анализ влияющих на него региональных факторов и определяются направления иссле- дования этих факторов. Эмпирический анализ. Рассматри- вается механизм влияния на инновационное развитие региона регио нальных факторов, таких как сотрудники, занимающиеся исследованиями, индустриальная специфика региона, урбани- зация, отраслевая структура экономики, структура и качество человеческого капитала, научно-исследовательские институ- ты, финансовые ресурсы, привлекательность региона в плане совокупности условий для проживания населения и ведения бизнеса, а также взаимодействие акторов инновационной си- стемы, «инновационного окружения» и партнерств. Результа- ты. Оценка эффективности инновационного развития требует разработки специальных показателей и индикаторов – системы количественных и качественных показателей, которые характе- ризуют инновационное развитие. Представленные подходы к выбору факторов влияния на инновационное развитие региона могут использоваться в виде основы для дальнейшего анализа и разработки моделей оценки эффективности регионального инновационного развития.

КАЧЕСТВО ИНВЕСТИЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ

Введение. Дальнейшее успешное развитие российских регионов должно основываться на реализации стратегии модернизации. Выявление основных проблем развития экономики регионов-субъектов, в первую очередь инвестиционных, должно стать важнейшим этапом в построении этой стратегии. Мето- дика и результаты исследования – анализ объемов и динамики показателей инвестиционной деятельности в регионах, а также оценка уровня и качества использования важнейших элементов их воспроизводственного потенциала необходимы в определе- нии степени реализации стратегии модернизации. Теорети- ческий анализ. Предложен способ определения эффективности инвестиционной деятельности на региональном уровне, а также составлен рейтинг регионов Российской Федерации по ключевым показателям отдачи от инвестиций. Обсуждение результатов. В результате исследования было выявлено, что некоторые регионы, занимая достаточно высокие позиции по основным макроэкономическим показателям производства валового продукта, имеют ряд проблем в своем инвестиционном развитии. Препятствием на пути модернизации экономики российских регионов выступает их недоинвестированность. В качестве ориентира долгосрочного развития необходимо поставить в качестве цели достижение и превышение среднероссийских значений. Также предложены некоторые меры эффективной реализации воспроизводственного потенциала регионов.