logistics system

Портфельный анализ технологий в логистической системе

Введение. В настоящее время, когда на первый план в логистических системах выдвигается требование повышения эффективности, экономии ресурсов,  сокращения издержек на доставку товаров, актуализируется рассмотрение вопросов конкурентоспособности логистических организаций, использующих более выгодные с точки зрения производительности технологии с учетом обеспеченности ресурсами. Теоретический анализ. В статье проведен теоретический анализ портфельного метода исследования технологий, применяемых в логистических операциях и функциях участников цепей поставок, а также подробно рассмотрены этапы и особенности построения матриц портфельного анализа технологий. Результаты. На основе обобщения точек зрения ученых относительно применения портфельного анализа выявлены преимущества портфельного анализа технологий на предприятиях, интегрированных в цепи поставок. По результатам проведенного исследования были обозначены проблемные вопросы, обусловленные спецификой построения портфельных технологических матриц, формулирование критериев которых по технологической аттрактивности и обеспеченности ресурсами позволяет разрабатывать обоснованные стратегии повышения конкурентоспособности предприятий при выполнении логистических операций и функций.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КООРДИНАЦИИ ПОТОКОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение. Основной задачей межфункциональной и межор- ганизационной логистической координации при осуществле- нии управления потоками является снижение затрат времени на выполнение полного логистического цикла. Возникновение несогласованности действий при осуществлении межфунк- циональной и межорганизационной логистической коорди- нации приводит к нарушению сроков доставки и повышению непроизводительных потерь. Причина этого кроется в недо- статочной проработанности теоретических и практических во- просов координирования действий участников логистических процессов как на уровне предприятий (межфункциональном уровне), так и на уровне цепей поставок (межорганизацион- ном уровне). В статье изложены методические рекомендации по осуществлению процесса проектирования и функциониро- вания системы межфункциональной и межорганизационной логистической координации, основанные на дифференциро- ванном подходе к анализу процессов логистической системы глобальной экономики. Эмпирический анализ. Процесс построения модели координации потоков логистической системы глобальной экономики основан на разграничении способов мониторинга, целей, задач координационной деятельности по трем уровням: макроуровень (Макро-ЛС/страна), мезоуровень (Мезо-ЛС/цепь поставок), микроуровень (Микро- ЛС/предприятие). Обсуждение результатов. Результатом разработанных авторами методических рекомендаций является предложение использования модели управления потоками логистической системы глобальной экономики, что позволяет сократить затраты времени на осуществление координацион- ной деятельности как на межфункциональном, так и на межорганизационном уровнях.

ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Введение. В настоящее время, когда любая деятельность осуществляется в условиях риска и систематически растущей неопределенности, рассмотрение вопросов оценки альтернативных вариантов развития логистических систем становится первоочередной задачей, что предопределяет объективную необходимость поиска средств и алгоритмов реализации про- цесса принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие системы в соответствии с целевыми установками. Теоретический анализ. Неопределенность среды проявляется в ее способности находиться в одном из множества различных состояний, что определяется дестабили- зирующими факторами, оказывающими влияние на параметры и состояние логистической системы. Поставленная проблема- тика может быть решена с помощью теории игр, инструменты которой позволяют выбрать рациональные варианты решений и путей развития, что направлено на реализацию роста по- тенциала логистической системы и достижение ею целевых установок. Критерии, с помощью которых выбирают решения в условиях неопределенности, зависят от степени неопределен- ности информации о среде. Результаты. Результатом пред- ложенного алгоритма выбора варианта развития логистической системы является выбор оптимальной стратегии в условиях неопределенности с использованием критериев Лапласа, Сэ- виджа, Вальда и Гурвица, оценивающих различные аспекты эффективности управленческих решений.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Введение. Растущая неопределенность бизнес-среды, увеличение рисков хозяйственной деятельности требуют поиска методов и механизмов управления дестабилизирующими факторами, влияющими на уровень достижения целей логистиче- ской системы и на достижение ею результирующих показате- лей в рамках установленной настройки, что особенно актуально для повышения эффективности функционирования сложных систем. Теоретический анализ. В ходе функционирования логистической системы должны достигаться стабильность, эффективность и конкурентоспособность как наиболее желатель- ное ее состояние. Целевой функцией этого процесса является повышение экономического потенциала системы, который, в свою очередь, и является основой устойчивого оптимального функционирования логистической системы в условиях постоян- но меняющейся среды. Изменение компонентов среды может снизить вероятность достижения логистической системой установленных настроек и требует построения системы управления дестабилизирующими факторами и разработки механизма адаптивного их управления. Логистическое управление про- цессом нейтрализации возмущающих воздействий представ- ляет собой четкое выявление сигналов окружающей среды и выработку адаптивных управляющих воздействий, способных снизить степень негативного влияния на результирующие пока- затели логистической системы, повысить точность прогноза ее параметров и снизить риски производственно-хозяйственной деятельности. Результаты. Результатом применения предложенной модели механизма адаптивного управления факторами среды логистической системы является достижение макси- мально возможной прогнозируемости деятельности системы, мгновенное отслеживание по сигналу возможных изменений и выработка верных управленческих воздействий по нейтрализа- ции дестабилизирующих факторов среды.

ЛОГИСТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время осуществление любой деятельности подвержено действию дестабилизирующих факторов окружающей среды, что снижает конкурентоспо- собность, эффективность бизнес-процессов и, как следствие, достижение запланированного результата, соответствующего поставленной цели. Решение этой проблемы требует поиска новых инструментов, методов, механизмов управления процессом до- стижения целей с использованием логистико ориентированных концепций, что продуцировано целым рядом причин: необходимостью оптимизации управления ресурсопотоками, минимизации затрат и рисков, повышения эффективности и адаптивности деятельности к изменениям окружающей среды. Теоретический анализ. Для получения максимально эффективного результата хозяйственной деятельности логистической системы в силу многоаспектности, многомерности и комплексности процесса управления достижением целей системы необходима разработка механизма управления этим процессом с применением концепции узловых воздействий при управлении ресурсопотоками, которая заключается в управляющем воздействии на узлы пересечения основных ресурсопотоков логистической системы для достижения максимального эко- номического эффекта от хозяйственной деятельности и высвобождения логистической мощности. Результаты. Результатом применения концепции узловых воздействий является оптимизации времени и затрат на управление ресурсопотоками, снижение рисков производственно-хозяйственной деятельности, максимальная адаптация логистической системы к изменениям окружающей среды. Предложенная автором модель механизма управления процессом достижения целей логистической системы на основе концепции узловых воздействий позволит в максимальной степени реализовать поставленные цели, повысить конкурентоспособность и эффективность системы в целом за счет оптимизации процесса поиска ресурсов.