innovation

Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе

Введение. Интеграция российских предпринимательских университетов в знаниевое геоэкономическое пространство требует формирования компетенций самих вузов и профессорско-преподавательского состава в области предпринимательской деятельности. Теоретический анализ. Исследованы разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теорий предпринимательства в образовательной сфере, рассмотрены теоретические подходы к формированию профиля предпринимательского вуза, основа которого определяется компетенциями кадрового состава. Эмпирический анализ. Изложена авторская версия концепции формирования российского предпринимательского университета, сформулированы и охарактеризованы принципы, определяющие вектор его стратегического развития: ориентации на потребителя, сильного руководителя, коллегиальности, уникальности, непрерывного развития, сильного контроля, диверсификации деятельности. Результаты. Разработан авторский подход к формированию теоретической модели компетенций в предпринимательском вузе, определены формы предпринимательской деятельности современного российского университета для генерации экономических результатов, сформулированы общепрофессиональные компетенции преподавателей и вузов, функционирующих в глобальной среде.

СПЕЦИФИКА ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение. В центре анализа данной статьи находятся особенности инновационной экономики, которые присущи трансакционным издержкам в процессе перехода экономики страны на инновационные рельсы. С течением времени структура трансакционных издержек претерпевала изменения: в информационной экономике значительную долю занимают издержки поиска информации и издержки измерения, в экономике знаний по- степенно набирают вес затраты на ведение переговоров и заключение контрактов. С последней четверти ХХ в. особо важное место в системе трансакционных издержек занимают затраты на спецификацию и защиту прав собственности, а также издержки на обучение и переобучение кадров, удовлетворяющих потребности инновационной деятельности. Теоретический анализ. От общего объема трансакционных издержек экономических субъектов зависит их конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках, потому что меньшие издержки позволяют инновационным предприятиям эффективнее осуществлять свою деятельность, постоянно модифицируя выпускаемый продукт. Это дает возможность занимать выгодное положение по сравнению с другими предприятиями, которые вынуждены значительную часть своей прибыли расходовать не на улучшение технологий, а на покрытие трансакционных расходов. Цель статьи – рассмотреть трансакционные издержки, сопровождающие взаимодействие экономических субъектов в условиях перехода российской экономики на инновационный путь, а также факторы, наличие которых осложняет измерение трансакционных затрат. Важно не только теоретическое обоснование необходимости решения проблемы трансакционных издержек, но также и предложение практических способов отслеживания динамики такого рода затрат с целью их снижения. Результаты. Выявлены барьеры, препятствующие становлению инновационной экономики в нашей стране. Предложен комплекс мероприятий, позволяющих эффективно снизить трансакционные издержки.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. В настоящее время развитие современной эко- номики страны невозможно без инвестирования в иннова- ционную деятельность. Роль инновационной деятельности в экономике страны увеличивается каждый день, и проектный метод инвестирования – один и основных методов инвести- рования, который поможет России преодолевать новые рубежи экономического развития страны. Теоретический анализ. В статье проведен анализ проектного метода инвестирования инновационной деятельности, а также подробно рассмотрены принципы данного метода. Результаты. На основе обобщения точек зрения ученых относительно проектного метода инвести- рования и его принципов выявлены преимущества и недостатки данного метода и разработаны принципы инвестирования ин- новационной деятельности на основе проектного метода. По результатам проведенного исследования были выявлены силь- ные стороны данного метода, дальнейшее развитие которых будет способствовать повышению инновационной активности как отдельных предприятий, так и страны в целом.

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Введение. В современных условиях открытой и инновационной экономики развитие международного научно-технологического сотрудничества приобретает особое значение, так как позволяет партнерам увеличить свои конкурентные преимущества путем обмена знаниями и технологическими достижениями. Опыт Республики Корея интересен тем, что, несмотря на начальную ограниченность научно-технологической базы, стране удалось достичь высокого уровня организации инновационного сотрудничества с ЕС, США, Японией и другими государствами. Теоретический анализ. В статье рассматривается становление и институциональная база международного научно-технологического сотрудничества Республики Корея, анализируется современное состояние взаимодействия с основными партнерами. Особое внимание уделено ЕС и России. Выводы. Результатом проведенного исследования стало выявление наи- более характерной черты международного научно-технологиче- ского сотрудничества Республики Корея – его стратегический характер. Кроме того, сделан вывод о возможных проблемах дальнейшего развития сотрудничества.

РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы на- правления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства про- мышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности.

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ БЮДЖЕТНЫМИ НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение. Рассматривается одно из приоритетных на- правлений развития экономической политики в Российской Федерации, а именно стимулирование инновационной дея- тельности хозяйственных обществ, созданных на базе бюд- жетных научных и образовательных учреждений высшего про- фессионального образования. Представлена классификация хозяйственных обществ и проведен анализ их деятельности. Целью исследования является анализ основных показателей деятельности хозяйственных обществ. Главной задачей вы- ступает анализ деятельности малых инновационных предпри- ятий (МИП) при принятии Постановления Правительства РФ № 219 (далее – Программа 219). Методика исследования. Данные получены в ходе анализа отчетов высших учебных за- ведений, представленных в Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно- консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ), которое выполняет функции специализированной организа- ции в рамках Программы 219. Результаты. Основным ре- зультатом является анализ текущего состояния хозяйственных обществ и основных показателей их деятельности. Приведен анализ особенностей развития малых инновационных пред- приятий-участников Программы 219, выявлены недостатки и достоинства.