государственные информационные системы

Информационно-правовой режим государственных и муниципальных информационных систем

Введение. Государственные и муниципальные информационные системы являются важнейшим инструментом построения платформы электронного правительства и цифровой экономики. Системное изучение и совершенствование их правового обеспечения возможно через призму категории «правовой режим».

Теоретический анализ. Выделяются административные и объектные правовые режимы. Правовой режим информационных систем относится к объектным. Под правовым режимом государственной (муниципальной) информационной системы предложено понимать комплекс взаимосвязанных правовых средств, направленных на достижение требуемого социального эффекта от использования данной информационной системы.

Эмпирический анализ. Структурно правовой режим представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, среди которых могут быть выделены нормативные и ненормативные элементы. Особое значение среди последних имеет цель установления правового режима, принципы института государственных и муниципальных информационных систем. Блок нормативных элементов формируется, в первую очередь, нормами, определяющими правовой статус участников информационных отношений, связанных с созданием и использованием государственных и муниципальных информационных систем.

Результаты. Предложено выделить следующие обязательные нормативные элементы правового режима государственной (муниципальной) информационной системы: цель создания и назначение информационной системы; требования к составу и содержанию ее информационного ресурса; требования к техническому, программному, лингвистическому обеспечению информационной системы; требования к процессам создания информационной системы (включая ввод в эксплуатацию, модернизацию, вывод из эксплуатации); правовой статус поставщиков информации; правовой статус пользователей информации; правовой статус оператора информационной системы.

ПРЕЗУМПЦИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Введение. В современных условиях возрастает роль государ- ственных информационных систем как особого инструмента воздействия на общественные отношения в различных сферах, связанных с государственным управлением. В связи с этим ак- туальным является изучение правового режима таких систем и, в частности, правового режима информации, составляющей их информационный ресурс. Теоретический анализ. В со- ответствии с законом информация, содержащаяся в государ- ственных информационных системах, является официальной. В российском законодательстве данное понятие не имеет легаль- ной дефиниции, однако подкрепляется обязанностью государ- ственных органов обеспечить достоверность такой информации. Эмпирический анализ. Правоприменительная практика идет по пути признания прав граждан и иных лиц на исключение не- достоверных сведений из государственных информационных систем, а также признания документа не представленным в госу- дарственный орган, если он содержит недостоверные сведения, что не является достаточным для обеспечения прав лиц, исполь- зующих официальную информацию. Результаты. По мнению автора, основным признаком официальной информации (в том числе содержащейся в ГИС) является презумпция достоверно- сти, из которой вытекает не только обязанность государства обе- спечить достоверность официальной информации, но и соответ- ствующие гарантии ее пользователям – в том числе признание добросовестности поведения, опирающегося на использование такой информации. При этом не любые государственные инфор- мационные системы объективно могут выступать источником официальной информации, что требует внесения в закон соот- ветствующих уточнений.