Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Ересько П. В. Правовые проблемы использования виртуального пространства метавселенной в образовательном процессе вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 471-477. DOI: 10.18500/1994-2540-2023-23-4-471-477, EDN: XQEWYS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.951+004.8
EDN: 
XQEWYS

Правовые проблемы использования виртуального пространства метавселенной в образовательном процессе вуза

Авторы: 
Ересько Полина Владимировна, Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация: 

Введение. С одной стороны, в образовательном процессе вуза используются традиционные формы, методы и средства обучения, с другой стороны, образование не может быть статичным, должно соответствовать современным требованиям и вызовам. В обществе стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, внедрение которых в вузы обеспечит студентам современное качественное образование. Система высшего образования России нуждается в цифровой трансформации, требуется внедрение в образовательный процесс новейших технологий обучения для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке образования. Теоретический анализ. Для качественного улучшения процесса обучения в вузе и подготовки высококвалифицированных кадров необходимо использование новейших технологий обучения, таких как дополненная, виртуальная реальность. Технологии виртуальной реальности в виде виртуальных кампусов, лабораторий позволяют сделать процесс обучения высоко замотивированным для обучающихся, достичь эффекта полного погружения в изучаемые процессы и явления. В настоящее время имеется положительный опыт использования виртуального пространства в качестве интерактивного метода обучения при моделировании практико-ориентированных кейсов. Эмпирический анализ. Выявлено, что проблемы использования виртуального пространства метавселенной в процессе обучения вуза лежат в правовом поле. К правовым проблемам метавселенной отнесены проблемы кибербезопасности, конфиденциальности персональных данных, проблемы с автоматизированными системами сбора данных Big Data и др. Одной из основных является проблема информационной безопасности, решением которой становится разработка отечественного программного обеспечения, локальных норм в области использования технологий виртуального пространства как части образовательного процесса вуза. Результаты. Доказана необходимость совершенствования действующего законодательства высшего образования в соответствии со спецификой использования виртуального пространства метавселенной образовательным процессом вуза; разработки локальных нормативно правовых актов, регламентирующих особенности использования метавселенных при обучении конкретного специалиста.

Список источников: 
  1. New study shows that students who participated in ASU’s Dreamscape Learn lab course performed better, were more engaged // ASU News. 2022. October 21. URL: https://news.asu.edu/20221021-creativity-vr-biologylab-experience-leads-student-success (дата обращения: 10.06.2023).
  2. Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Метавселенная и проблемы современного образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 3. С. 9–23. https://doi.org/10.51314/2073-2635- 2022-3-9-23 , EDN: XYYRPW
  3. Ковалева Н. Н. Правовые аспекты цифрового совершенствования метавселенных // Право.by. 2022. № 5 (79). С. 81–84. EDN: EVJOCI
  4. Лескина Э. И. Метавселенная и сфера образования: возможности и угрозы // Юридическое образование и наука. 2023. № 4. С. 32–36. https://doi.org/10.18572/1813-1190-2023-4-32-36
  5. Ересько П. В. Использование цифровых технологий для организации контроля знаний образовательного процесса вуза в условиях дистанционного обучения // Актуальные тренды в современном образовании : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 1 (А–К). Саратов : Саратовский источник, 2022. С. 193–197.
  6. Юхно А. С. Понятие, особенности и перспективы развития концепции метавселенной // Мир новой экономики. 2022. Т. 16, № 4. С. 6–19. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-4-6-19
  7. Value Creation in the metaverse // McKinsey & Company. 2022. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/business%20functions/marketing%20and%20sales/our
    %20insights/value%20creation%20in%20the%20metaverse/Value-creation-in-the-metaverse.pdf
    (дата обращения: 15.06.2023).
  8. Кампус в метавселенной: ректор Александр Федоров прочитал лекцию об университетах будущего // Новости БФУ. 2022. 7 сентября. URL: https://kantiana.ru/news/kampus-v-metavselennoy-rektor-aleksandrfedorov-prochital-lektsiyu-ob-universitetakh-budushchego/ (дата обращения: 15.06.2023).
  9. Meta* запустит 10 виртуальных кампусов в университетах США // Сетевое издание iXBT.com. 2022. 6 сентября. URL: https://www.ixbt.com/news/2022/09/06/meta-zapustit-10-virtualnyh-kampusov-v-universitetahssha.html (дата обращения: 15.06.2023).
  10. О персональных данных : федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3451.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
  13. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448.
Поступила в редакцию: 
16.06.2023
Принята к публикации: 
20.09.2023
Опубликована онлайн: 
30.11.2023
Опубликована: 
30.11.2023