УДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МОЛОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ

Введение. Локальный (муниципальный и межрайонный) уровень представлен наибольшим числом молочных предприятий, перед которыми встает проблема удержания конкурентных преимуществ. Эмпирический анализ. В статье обосновывается, что молочное предприятие данного типа может предложить комбинацию конкурентных преимуществ, соответствующую как условиям территории дислокации, так и наличию специфических ресурсов. Для анализа влияния условий месторасположения молочного предприятия вводится концепт «эффект двойного доступа», с помощью которого выявляется различие в действии конкурентных сил – хозяйств-поставщиков и потребителей. Разнонаправленный вектор этих сил позволяет выяснить влияние факторов неоднородности и вялости локального рынка на выбор комбинации конкурентных преимуществ. Эмпирический анализ деятельности молочных предприятий на этом уровне показал, что лучшей адаптации добивается предприятие, функциониру- ющее в условиях дефицита молока-сырья и более емкого рынка продаж, чем наоборот. Такое предприятие создает оптимальный механизм управления трансакциями с хозяйствами-поставщиками и акцентирует деятельность на комбинации конкурентных преимуществ – насыщенности ассортимента и низких затрат. Результаты. Молочное предприятие с насыщенной номенкла- турой, как правило, развивает широкие функциональные спо- собности, ищет пути изоляции источников преимуществ, применяет стратегию «узкой дифференциации», достигая на фоне соперников высоких экономических результатов.

Рубрика: 
Список литературы: 

1. Хан Д. Планирование и контроль : концепция кон- троллинга : пер. с нем. М. : Финансы и статистика, 1997. 800 с.
2. Андреев А. В. Формирование конкурентных пре- имуществ предприятий пищевой промышленно- сти : теория и практика // Научное обозрение. 2012. № 4. С. 316–327.
3. Портер М. Конкурентная стратегия : Методика анализа отраслей и конкурентов : пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
4. Андреев А. В. Формирование устойчивой конкурент- ной позиции предприятий молочной промышленно- сти на локальном уровне // ЭТАП : Экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 1. С. 58–73.
5. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ. URL: http://www.fas.gov.ru/legisla- tive-acts/legislative-acts_9498.html (дата обращения: 20.08.2014).
6. Маршалл А. Основы экономической науки : пер. с англ. М. : Эксмо, 2008. 832 с.
7. Серегин С. Н., Каширина О. Н., Колончин К. В. Прин- ципы и особенности территориального размещения производственной базы пищевой промышленности России // Экономика сельскохозяйственных и пере- рабатывающих предприятий. 2011. № 10. С. 12–19.
8. Уильямсон О. И. Экономические институты капита- лизма : Фирмы, рынки, «отношенческая» контрак- тация : пер. с англ. СПб. : Лениздат, 1996. 702 с.
9. Андреев А. В. Способы укрепления конкурентной позиции молокоперерабатывающих предприятий на региональном уровне // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 1. ч. 1. С. 71–79.
10. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 01 марта 1996 г. URL: http://base. garant.ru/10164072/ (дата обращения: 20.08.2014).
11. Грант Р. М. Ресурсная теория конкурентных преиму- ществ : практические выводы для формулирования стратегии // Вестн. СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. 2003. Вып. 3 (24). С. 47–75.
12. Рыбалова Т. И. Рынок упакованного молока // Мо- лочная промышленность. 2014. № 1. С. 7–9.

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Номер страницы: 
стр. 542
Краткое содержание (PDF):