образовательная услуга

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГО

Введение. Образование представляет собой сложный про- цесс, нацеленный на формирование интеллектуального потенциала как отдельного человека, так и нации в целом. Уро- вень образования человека, его способность к созданию и освоению новых знаний, которые в последующем создают новые продукты, технологии, расширяют и воспроизводят на- циональное богатство, позволяют рассматривать образование как интеллектуальное благо. Теоретический анализ. В ста- тье рассматриваются различные теоретико-методологические подходы к определению содержания образовательной услуги, образования как нематериального блага, выявляются специфические характеристики данного блага, отличающие его от тра- диционных рыночных товаров. Эмпирический анализ. На основе эволюционного подхода определены функциональные характеристики университетов на различных этапах социально-экономического развития. С помощью данных Федеральной службы государственной статистики проведен сравнительный анализ: структуры затрат на производство продукции (работ, услуг); числа образовательных организации высшего образования (на начало учебного года); численности студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Результаты. На основе теоретического анализа и количественного анализа статистических данных сформули- ровано содержание образования как интеллектуального блага, определены его свойства.