интеграция

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА И ЕГО КЛАСТЕРИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Введение. Современная экономика в условиях нарастания глобализационных процессов нуждается в формировании эффективных инновационных механизмов и функциональных моделей инновационного развития. Теоретический анализ. Глобализация как процесс, охватывающий все сферы общественного развития, оказывает сильное влияние и на инновационную политику, вплоть до ее стратегических целей, направлений и механизмов реализации. Одним из вызовов глобализации становится инновационное развитие государств. Появляются фирмы, полностью ориентирующиеся на инновационную деятельность, в частности, роль флагмана инновационного развития играют ТНК и крупные национальные бизнес-структуры. Что касается аспектов регионального инновационного развития, то важнейшей тенденцией здесь является кластеризация производственных систем. Цель статьи – выявить основные тенденции инновационного развития в условиях углубляющейся глобализации и, с другой стороны – проанализировать особенности региональной специфики инноватизации. Результаты. Выявлено, что в современных условиях глобализационные процессы все более усложняются. Установлено, что инновационная экономика все более проникает в национальные экономические системы и распространяется на все большее число стран, как развитых, так и развивающихся. Исследованы важнейшие факторы формирования инновационной экономики. Доказана необходимость конвергенции бизнеса и государства для более эффективного использования всех преимуществ глобализации и инноватизации экономики. Рассмотрена роль ТНК и других бизнес-структур в качестве «локомотива» инновационного и экономического развития. Перечислены основные тенденции развития моделей инновационной политики. Уделено особое внимание процессам кластеризации произ- водства, которые играют важную роль в развитии региональной экономической интеграции.

ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Введение. Социально-экономическое развитие общества обусловлено взаимосвязью экономической и образовательной составляющих национальных систем, которые опре- деляют условия накопления интеллектуального потенциала стран. Устойчивое и посту- пательное развитие стран во многом определяется состоянием системы образования. Теоретический анализ. Государственные расходы на образование способствуют эко- номическому росту страны за счет развития человеческого капитала. Потенциальные выгоды образования можно разделить на экономические и социальные, общественные и частные. Эмпирический анализ. В странах ЕАЭС уровень государственных расходов на образование существенно дифференцирован как в абсолютных, так и в относительных показателях. Отмечается положительная корреляция между уровнем расходов на образо- вание и индексом уровня образования в государствах-членах ЕАЭС. Результаты. Значи- тельная дифференциация показателей расходов на образование в странах Союза приво- дит к необходимости учета при оценке эффективности расходов на образование не только доли расходов от ВВП и от консолидированного бюджета, а также абсолютных значений расходов, но и ряда других факторов: численность и доля обучающихся, охват молодежи программами среднего профессионального и высшего профессионального образова- ния, количество образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, коэффициент выпуска специалистов, уровень грамотности и проч.

КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

Введение. Масштаб и сложность управления национальными инновационными системами смещают интерес к региональным системам, а интеграционные процессы выводят экономику ре- гионов за государственные границы на международный уровень, в связи с этим актуально изучение процессов развития инновационной системы в условиях интеграции на основе кластерного подхода. Теоретический анализ. Проанализирован опыт формирования центров кластерного развития инноваци- онных систем, предложена интерпретация инновационной си- стемы в условиях интеграции. Указывается, что целью со здания координационного центра кластерного развития должно яв- ляться объединение усилий муниципальных органов управле- ния, предприятий научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора в интересах более быстрого применения достижений науки и технологий для реализации стратегических направлений становления определенной территории и выхода экономики на путь инновационного подъема. Эмпирический анализ. Реализация региональной кластер- ной политики возможна при создании организации развития территориальных кластеров в виде координационного центра кластерного развития инновационной деятельности, функции которого проанализированы в статье. Выводы. Для иннова- ционного совершенствования стран-участниц интеграционных объединений необходимо формировать инновационную систе- му, способную обеспечить условия, способствующие созданию прогрессивного технологического уклада и инновационной среды. Определены основные направления кластерного раз- вития в условиях интеграции и кластерная инфраструктура. В качестве основы функционирования инновационной системы в условиях интеграции предложен координационный центр кла- стерного развития инновационной деятельности, определены его функции, задачи, организационная структура. 

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОНВЕРГЕНЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Введение. Тенденция глобализации современной экономики обусловливает возрастающую актуальность двух экономических процессов – конвергенции и интеграции, взаимосвязь и взаи- мовлияние которых не вызывают сомнения. Теоретический анализ. В статье рассматриваются интеграция и конвергенция как находящиеся в тесном переплетении друг с другом процессы взаимодействия однородных или разнородных элементов различных экономических систем. Обсуждается вопрос первичности процессов интеграции и конвергенции. Представлены субъекты (взаимодействующие стороны) конвергентных и интеграционных процессов, а также уровни их развития. Результаты. Конвергенция близка по своей природе процессу интеграции. Их схожесть определяется несколькими аспектами: во-первых, обусловленностью международным процессом разделения труда; во-вторых, сопряжением интересов и усилий отдельных эле- ментов как интеграции, так и конвергенции в решении различного рода задач; в-третьих, взаимодействием однородных или разнородных сторон обоих процессов. Диалектика соотношения между конвергенцией и интеграцией не исчерпывается прямой связью «базис – надстройка», конвергенция может выступать как необходимым условием интеграции, так и еe результатом. Установлено появление новых взаимодействующих элементов экономической конвергенции и интеграции на современном этапе развития экономики, в качестве которых рассматриваются инновационные предприниматели.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАН ЕАЭС НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Введение. В современных условиях инновации определяют динамику экономического роста и место, которое занимают страны и различные союзы в мировом сообществе. На реализацию задач по обеспечению технической и технологической модернизации экономики стран Евразийского экономического союза направлено формирование инновационной системы на основе кластерного подхода.

Теоретический анализ. Применение кластерного подхода позволяет использовать потенциал всех стран-участниц Евразийского экономического союза в инновационном процессе и переводу их экономик на инновационной путь развития.

Обсуждение результатов. Необходимый уровень взаимодействия между участниками кластера может быть обеспечен за счет организации, способной генерировать, транслировать и координировать инновационную деятельность в масштабах определенных территорий. В качестве такой организации на наднациональном уровне предлагается использовать Центр высоких технологий, а на мезоуровне необходимо создать структуру, которая будет взаимодействовать с Центром высоких технологий. Применительно к инфраструктуре Саратовской области в качестве такой организации предлагается создание в форме муниципального предприятия при администрации города региональной технологической палаты, которая будет способствовать развитию инновационной системы стран-участниц Евразийского экономического союза. Выводы. Инновационная система стран-участниц ЕАЭС, включающая в себя территориальные (региональные) инновационные кластеры, более эффективна, поскольку может способствовать развитию инновационно активных малых и крупных предприятий.