Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Тогузаева Е. Н. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ПРОПАГАНДА: СЛОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 662-668. DOI: 10.18500/1994-2540-2014-14-4-662-668

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.7

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ПРОПАГАНДА: СЛОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Авторы: 
Тогузаева Екатерина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Проблема защиты населения от негативной информационной среды и обеспечения информационной безопасности очень остро стоит в настоящее время в современном российском обществе. Большой объем получаемой нами информации носит деструктивный характер и формирует антиобщественное, маргинальное поведение, в связи с чем необходим поиск плодотворного информационного диалога, который бы реализовывался в рамках правового поля. Существует множество форм информационного взаимодействия власти, общества и граждан. Одними из таких форм являются реклама и пропаганда. Методы. Методологической основой исследования выступает сравнительно-правовой метод, позволивший провести комплексный сравнительно-правовой анализ категорий «пропаганда» и «социальная реклама», особенностей их правового регулирования. Для проведения исследования использовались также формально-юридический метод, метод анализа, индукции и моделирования, позволившие автору предложить изменения в действующее российское законодательство и обосновать их необходимость на современном этапе развития российской правовой системы. Результаты. Исследовано российское законодательство на предмет правового регулирования социальной рекламы и пропаганды, проведен сравнительно-правовой анализ указанных категорий по их целям и функциям. Выделена проблема отсутствия легального термина «пропаганда» в современном российском законодательстве, влекущая правовую неопределенность. Выводы. Автор приходит к выводу о недостаточном правовом регулировании института социальной рекламы в Федеральном законе «О рекламе», поскольку последняя практически противоречит всей природе рекламной деятельности, в связи с чем важно не только дать определение социальной рекламы, необходимо четко разграничить критерии, которым должна удовлетворять социальная реклама, и поместить их в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Список источников: 
  1. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12, ст.1232.
  2. О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35, ст. 3649.
  3. О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Рос. газ. 1998. № 7.
  4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724.
  5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : федер. закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 50, ст. 6242.
  6. О донорстве крови и ее компонентов : федер. закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 30, ст. 4176.
  7. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35, ст. 3648.
  8. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения : приказ МВД РФ от 02 декабря 2003 г. № 930 (ред. от 29.12.2012 года). Первоначальный текст документа опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  9. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // Рос. газ. 2011. № 151.
  10. Головин А. Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 22 с.
  11. Нюняев В. О. Правовое регулирование рекламной деятельности : автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. 24 с.
  12. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3340.
  13. Новости Челябинска. URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/2008/11/07/ (дата обращения: 18.03.2014).
  14. Козенко А., Соболев С. Социальная реклама пройдет цензуру // Коммерсантъ. 2010. № 58/П (4358).
  15. Социальная реклама.ру : [информ. портал]. URL: http://www.socreklama.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=6545 (дата обращения: 18.03.2014).
Поступила в редакцию: 
30.11.2014
Принята к публикации: 
25.12.2014