ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГО

Введение. Образование представляет собой сложный про- цесс, нацеленный на формирование интеллектуального потенциала как отдельного человека, так и нации в целом. Уро- вень образования человека, его способность к созданию и освоению новых знаний, которые в последующем создают новые продукты, технологии, расширяют и воспроизводят на- циональное богатство, позволяют рассматривать образование как интеллектуальное благо. Теоретический анализ. В ста- тье рассматриваются различные теоретико-методологические подходы к определению содержания образовательной услуги, образования как нематериального блага, выявляются специфические характеристики данного блага, отличающие его от тра- диционных рыночных товаров. Эмпирический анализ. На основе эволюционного подхода определены функциональные характеристики университетов на различных этапах социально-экономического развития. С помощью данных Федеральной службы государственной статистики проведен сравнительный анализ: структуры затрат на производство продукции (работ, услуг); числа образовательных организации высшего образования (на начало учебного года); численности студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Результаты. На основе теоретического анализа и количественного анализа статистических данных сформули- ровано содержание образования как интеллектуального блага, определены его свойства.

Рубрика: 
DOI: 
10.18500/1994-2540-2017-17-2-157-163
Список литературы: 

1. Шкаратан О. И. Ожидание и реальность. Социаль- ная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5–24.

2. Щетинин В. П. Своеобразие российского рынка об- разовательных услуг // Мировая экономика и между- народные отношения. 1997. № 11. С. 12–13.

3. Малиновская О. П. Перспективы платных образова- тельных услуг // Народное образование. 1993. № 2. С. 39–43.

4. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании : учеб. по- собие. М. : Интерпракс, 1995. 240 с.

5. Ченцов А. А. Маркетинг образовательных услуг. URL: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93. htm (дата обращения: 18.01.2017).

6. Лукашенко М. А. Рынок образовательных услуг : десять лет спустя // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 40–52.

7. Огурцова Е. В. Условия развития нематериального производства в современной экономике // Конфликты в современном мире : международное, государствен- ное и межличностное измерение : материалы V Междунар. науч. конф. М. : Перо. 2016. С. 355–359.

8. Рубинштейн А. Я. Экономический кризис и новая парадигма общественной поддержки опекаемых благ // Журнал НЭА. 2015. № 2 (26). С. 264–269.

9. Рубинштейн А. Я. К теории рынков «опекаемых благ» (научный доклад). М. : ИЭ РАН, 2008. 63 с.

10. Коренко Ю. М. Развитие рынка образовательных туристских услуг в России : учеб. пособие для бака- лавров. М. : РУСАЙНС, 2015. 103 c.

11. Котельников А. А., Митяева Н. В. Роль опекаемых благ в развитии человеческого капитала инноваци- онного общества // Вестн. СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 36–39.

12. Котельников А. А. Проблемы воспроизводства опекаемых благ // Вестн. СГСЭУ. 2011. № 5. С. 34–37.

13. Богданович О. И., Меркулов А. С., Рупосов В. Л. Роль университетов в развитии экономики // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2015. Вып. 2 (25). С. 15–22.

14. Огурцова Е. В., Фирсова А. А. Подходы к методоло- гии оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 85–90. DOI: 10.18500/1994-2540-2016- 16-1-85-90.

15. Финансы России. 2016 : cтат. сб. М. : Росстат, 2016. 343 c.

16. Бейзеров В. А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Экономика образования. 2014. № 2. С. 31–37.

17. Российский статистический ежегодник. М. : Росстат, 2014. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main. htm (дата обращения: 18.01.2017).

18. Горц А. Нематериальное знание, стоимость и капитал. М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2010. 209 с.

19. Тугушева Р. Р. Проявление фиктивности в интеллек- туальных товарах в экономике знаний // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 390–394. DOI: 10.18500/1994- 2540-2016-16-4-390-394.

20. Фидря Е. С. Образование как фиктивный товар и культурный капитал : экономсоциологическая критика // Философия образования. 2009. № 3. С. 20–28.

21. Николаева Е. М., Щелкунов М. Д. Образование в обществе потребления // Философия образования. 2009. № 1. С. 11–19. 

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Номер страницы: 
стр. 157
Краткое содержание (PDF):