ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Введение. Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку до- статочный уровень финансовой грамотности способствует по- вышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. На сегодняшний день продолжается поиск методик комплексной оценки финансовой грамотности населения и механизмов ее повышения. Теоретический анализ. Основу методики оценки финансовой грамотности населения должна составлять правильно подобранная система индикаторов, по- зволяющая использовать инструменты психолого-экономиче- ского исследования, направленных на выявление группы про- стых и синтетических показателей финансовой грамотности (компетентности) и их опережающего прогноза (оценки ожи- даний их динамики) со стороны финансовых институтов и лиц, принимающих решения. Эмпирический анализ. Анализ со- держания финансовой грамотности позволил выделить составные элементы (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация), наличие которых выявляется эмпирически на основе проведения тестирования. Результаты. Предложенная методика позволяет лучше понять, каков сегодня уровень финансовой грамотности россиян, в каких социально-демографических группах или по каким именно компетенциям существуют проблемы, чтобы лучше таргетировать программы финансовой грамотности населения.

Рубрика: 
DOI: 
10.18500/1994-2540-2017-17-1-11-17
Список литературы: 

1. Проект Министерства финансов РФ и МБРР «Содей- ствие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». URL: http://minfi n.ru/ru/om/ fi ngram (дата обращения: 10.10.2016).

2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Стратегия развития финансового рынка в РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Прави- тельства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/ conceptmfc (дата обращения: 05.11.2016).

5. Кузина О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения : экономи- ческие и социальные перемены. 2009. Т. 4, № 92. С. 157–177.

6. OECD. Measuring Financial Literacy : Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy. URL: http:// www.oecd.org/fi nance/ fi nancial-education/49319977. pdf (дата обращения: 12.10.2016).

7. Тест по финансовой грамотности для студентов и старшеклассников, тест по финансовой грамотности для взрослых (Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан). URL: http:// xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/questionnaire/ (дата обращения: 10.12.2012).

8. Bernheim B. D., Garrett D. M. The effects of fi nancial education in the workplace : Evidence from a survey of households // Journal of Public Economics. 2003. Vol. 87, № 7–8. P. 1487–1519.

9. DeVaney Sh., Gorham E., Bechman J., Haldeman V. Saving and investing for retirement: The effect of a fi nancial education program // Journal of the Family Economics and Resource Management Biennial. 1995. Vol. 1, № 1. P. 153–158.

10. Кузина О. Анализ динамики пользования банковски- ми кредитами и долговой нагрузки россиян // Деньги и кредит. 2013. № 11. С. 30–36.

11. Mason C. L. J., Wilson R. M. S. Conceptualizing fi nancial literacy // Business school research paper series. 2000:7. Loughborough : Loughborough University, UK. P. 46‒74.

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Номер страницы: 
стр. 11
Краткое содержание (PDF):