Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Константинов И. Б. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 11-17. DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-11-17

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
336.06

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Авторы: 
Константинов Илья Борисович, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация: 

Введение. Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. На сегодняшний день продолжается поиск методик комплексной оценки финансовой грамотности населения и механизмов ее повышения. Теоретический анализ. Основу методики оценки финансовой грамотности населения должна составлять правильно подобранная система индикаторов, позволяющая использовать инструменты психолого-экономического исследования, направленных на выявление группы простых и синтетических показателей финансовой грамотности (компетентности) и их опережающего прогноза (оценки ожиданий их динамики) со стороны финансовых институтов и лиц, принимающих решения. Эмпирический анализ. Анализ содержания финансовой грамотности позволил выделить составные элементы (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация), наличие которых выявляется эмпирически на основе проведения тестирования. Результаты. Предложенная методика позволяет лучше понять, каков сегодня уровень финансовой грамотности россиян, в каких социально-демографических группах или по каким именно компетенциям существуют проблемы, чтобы лучше таргетировать программы финансовой грамотности населения.

Список источников: 
  1. Проект Министерства финансов РФ и МБРР «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». URL: http://minfin.ru/ru/om/fingram (дата обращения: 10.10.2016).
  2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  3. Стратегия развития финансового рынка в РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Прави- тельства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  4. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/conceptmfc (дата обращения: 05.11.2016).
  5. Кузина О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2009. Т. 4, № 92. С. 157–177.
  6. OECD. Measuring Financial Literacy : Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy. URL: http://www.oecd.org/finance/financial-education/49319977.pdf (дата обращения: 12.10.2016).
  7. Тест по финансовой грамотности для студентов и старшеклассников, тест по финансовой грамотности для взрослых (Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан). URL: http://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/questionnaire/ (дата обращения: 10.12.2012).
  8. Bernheim B. D., Garrett D. M. The effects of fi nancial education in the workplace : Evidence from a survey of households // Journal of Public Economics. 2003. Vol. 87, № 7–8. P. 1487–1519.
  9. DeVaney Sh., Gorham E., Bechman J., Haldeman V. Saving and investing for retirement: The effect of a fi nancial education program // Journal of the Family Economics and Resource Management Biennial. 1995. Vol. 1, № 1. P. 153–158.
  10. Кузина О. Анализ динамики пользования банковскими кредитами и долговой нагрузки россиян // Деньги и кредит. 2013. № 11. С. 30–36.
  11. Mason C. L. J., Wilson R. M. S. Conceptualizing fi nancial literacy // Business school research paper series. 2000:7. Loughborough : Loughborough University, UK. P. 46‒74.

 

Поступила в редакцию: 
18.10.2016
Принята к публикации: 
22.11.2016