ПРЕЗУМПЦИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Введение. В современных условиях возрастает роль государ- ственных информационных систем как особого инструмента воздействия на общественные отношения в различных сферах, связанных с государственным управлением. В связи с этим ак- туальным является изучение правового режима таких систем и, в частности, правового режима информации, составляющей их информационный ресурс. Теоретический анализ. В со- ответствии с законом информация, содержащаяся в государ- ственных информационных системах, является официальной. В российском законодательстве данное понятие не имеет легаль- ной дефиниции, однако подкрепляется обязанностью государ- ственных органов обеспечить достоверность такой информации. Эмпирический анализ. Правоприменительная практика идет по пути признания прав граждан и иных лиц на исключение не- достоверных сведений из государственных информационных систем, а также признания документа не представленным в госу- дарственный орган, если он содержит недостоверные сведения, что не является достаточным для обеспечения прав лиц, исполь- зующих официальную информацию. Результаты. По мнению автора, основным признаком официальной информации (в том числе содержащейся в ГИС) является презумпция достоверно- сти, из которой вытекает не только обязанность государства обе- спечить достоверность официальной информации, но и соответ- ствующие гарантии ее пользователям – в том числе признание добросовестности поведения, опирающегося на использование такой информации. При этом не любые государственные инфор- мационные системы объективно могут выступать источником официальной информации, что требует внесения в закон соот- ветствующих уточнений.

Heading: 
DOI: 
10.18500/1994-2540-2017-17-4-458-464
References: 

1. Amelin R., Channov S. State information systems in e-government in the Russian Federation : problems of legal regulation // Proceedings of the 2nd International Conference on Electronic Governance and Open Society : Challenges in Eurasia (EGOSE 2015). ACM, N.Y., 2015, pp. 129–132. DOI: 10.1145/2846012.2846021. 2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1.), ст. 3448. 3. Пешин Н. Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 33–37. 4. Архипов В. Жаловаться на нарушение прав судом можно только в «ином порядке» // Бизнес-адвокат. 2005. № 22. С. 3–7. 5. Букалерова Л. А., Пикуров Н. И. Уголовно-правовая охрана оборота официальной информации // Право- вые вопросы связи. 2005. № 1. С. 6–8. 6. Афанасьева О. В. Правовое регулирование доступа к официальной информации. Чем нам полезен канад- ский опыт? // Формула права. 2006. № 1 (5). С. 37–43. 7. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой ин- форматики (юридические и математические вопросы информатики) : учеб. пособие. М. : Юридическая фирма «Контракт», 2004. 252 с. 8. Об официальном статистическом учете и системе го- сударственной статистики в Российской Федерации : федер. закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ // Собр. зако- нодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6043. 9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических вы- ражений. 4-е изд., доп. М. : ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с. 10. Михельсон М. И. Большой толково-фразеологи- ческий словарь русского языка : в 3 т. М. : ЭТС, 2005. URL: http://onlineslovari.com/bolshoy_tolkovo_ frazeologicheskiy_slovar_mihelsona/ (дата обращения: 28.09.2017). 11. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А. П. Евге- ньевой. 3-е изд. М. : Русский язык, 1985–1988. Т. 2. 736 с. 12. Решение ФНС России от 21.01.2017 № СА-4-9/1421@. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс». 13. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 по делу № А46-6896/2010 // Вестн. ВАС РФ. 2012. № 2. 14. ПостановлениеФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А65-11193/2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 15. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выго- ды : постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 // Вестн. ВАС РФ. 2006. № 12. 16. Письмо Минфина РФ от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс». 17. Данилов С. Должная осмотрительность : проявить и доказать // Практическая бухгалтерия. 2016. № 9. С. 44–47. 18. О государственной информационной системе жи- лищно-коммунального хозяйства : федер. закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. 1), ст. 4210. 19. Добров А. Н. Институт регистрации в административ- ном праве : дис. ... д-ра юрид. наук М., 2005. 173 с. 20. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954. 21. Пыхтин А. И. Перспективы модификации ФИС ГИА и приема для использования в качестве централь- ной информационной системы при приеме в вузы России // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 16 ч. Тамбов : ООО «Консал- тинговая компания Юком», 2015. Ч. 2. С. 131–133. 22. Бояринцева О. А. Особенности правовой природы баз данных, формируемых и используемых в сфере государственного и муниципального управления // Административное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 934– 940. 23. Шуйская К. Г. Регламентированы правила ведения общероссийской базы вакансий «Работа в России» // Делопроизводство и кадры. 2015. № 9. С. 50–57. 24. Об информационно-аналитической системе Обще- российская база вакансий «Работа в России» : поста- новление Правительства РФ от 25.08.2015 № 885 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 35, ст. 5000. 25. Волчинская Е. К., Махноносов Э. В. О правовом ста- тусе единой информационной системы нотариата // Нотариальный вестник. 2013. № 9. С. 22–29.

Full Text (PDF): 
Status: 
опубликована
Page: 
p. 458
Short Text (PDF):